воскресенье

Искусство побеждать и познания себя - из книги Брюса Ли "Путь Джит Кюн До"

Брюс Ли - несомненно один из непревзойденнейших мастеров не только искусства боя, но и понимания (познания) себя. В искусстве побеждать его опыт и мудрость несравненны...

"...Глаза ее видят,
Но руки не могут взять ее —
Луна в ручье.
Облака и туманы — различные
состояния воздуха,
Над ними — вечное сияние
Солнца и луны.
Побеждает тот —
И даже перед боем —
Кто, отбросив все мысли о себе,
Погружен в бессознательность.


• Оставим мудрость позади и вернемся еще раз к обыденности. После познания одной стороны вернитесь назад и живите на этой стороне. После изучения непознанного продолжайте изучение, отделяясь от него и все же находясь в нем, но оставайтесь свободными от него.
• Если вы следуете классической модели, вы познаете рутину, традицию, форму, но не познаете себя.
• Надо не быть напряженным, но быть готовым. Не мыслить, но все же и не спать. Надо быть не запрограммированным, а гибким, быть готовым ко всему, что только может с вами произойти.
• Чтобы отличаться от того, что мы есть, надо узнать, что же мы есть. То ли это будут различные результаты притворства, то ли различные изменения души. Они не могут быть реализованы без самопознания. Замечательно все же, что именно те люди, которые не удовлетворены собой, которые страстно стремятся к новой личности, в наименьшей степени знают самих себя. Они отворачиваются от нежелаемого «я» и, следовательно, никогда не могут хорошо разглядеть его. В результате большинство неудовлетворенных людей могут лишь лицемерить, а не добиваться реальных изменений души. Они не откровенны, и их нежелательные качества сопротивляются всем попыткам самореализации и самопревращения.
Душа, которая познала себя, непроницаема для других.
• Трудности делают человека сильнее, если он умеет превращать камень преткновения в катящийся камень.
• Как можно отвечать на безбрежность частичной, фрагментарной моделью?
• Понимание требует не только обостренного восприятия, но и постоянного процесса познания, постоянного состояния вопроса без заключения.
• Сейчас я вижу что-то полностью новое, и эта новизна в познании себя откладывается в уме. Но завтра этот опыт становится механическим, если я попытаюсь повторить ощущение, удовольствие от него. Описание всегда нереально. Реальным является видение истины немедленно, сейчас, потому что у истины нет завтра.
• Истина как таковая существует вне бесконечного потока загрязняющих ее мыслей. Она не может быть познана через концепции и мысли.
• Так как люди не хотят беспокойства, не хотят неопределенности, они устанавливают модели поведения, мышления, отношений с другими людьми. Затем они становятся рабами этих моделей и принимают их за реальную жизнь.

• «Лун, только следуя естественному ходу вещей и не вмешиваясь в него, ты сможешь сохранить себя. Запомни: никогда не противопоставляй себя естеству, никогда не встречай свои проблемы лоб в лоб, но всегда контролируй их, двигаясь в соприкосновении с ними. Не тренируйся на этой неделе. Иди домой и подумай об этом».

Всю следующую неделю я оставался дома. Проведя долгие часы в медитации и тренировках, я в конце концов пошел к морю поплавать в джонке. На море я опять вспомнил свою тренировку в зале. То, как я вел себя на ней, взбесило меня, и тогда я со всей силы ударил рукой по воде. И в тот же миг мой мозг поразила одна мысль. А разве не вода — одно из основных составляющих всего существующего на земле, является сутью кунг-фу? Я нанес еще один удар, вложив в него всю мою силу, и снова никакого урона воде. Я попытался схватить воду пальцами и сжать в кулаке, но это оказалось
невыполнимой задачей. Вода — самая мягкая субстанция в мире, может заполнить собой сосуд любой формы. И в то же время она способна пройти сквозь самую твердую субстанцию в мире. Так вот оно что! Я должен стать таким, как вода. Вдруг надо мной пролетела птица, и тень ее упала на воду. И снова мистический скрытый смысл стал понятен мне. Разве не так же, как отражение птицы на воде должны проноситься в моем сознании эмоции и помыслы моею противника?
Это именно то, что имел в виду профессор Ип, когда говорил, что я должен расслабиться, не сковывать себя — ведь это не означало быть без чувств и без эмоций, но это означало, что чувства и эмоции не должны сковывать. Следовательно, для того, чтобы я мог контролировать свои действия, я должен прежде всего научиться следовать своей природе, а не противиться ей. Я лежал на дне лодки и ощутил, как я соединился с Дао; я стал заодно со своей природой. Я лежал без движения, предоставив лодке двигаться свободно туда, куда увлечет ее течение. В тот миг я достиг состояния душевной гармонии — того состояния, в котором все то, что составляло для меня оппозицию, воссоединилось со мной вместо того, чтобы, как раньше, восстать против меня. В моем сознании больше не было места конфликту. Весь мир стал для меня родным.

Сжимать ладонью острие меча,
Бежать по тонкому льду —
Для этого не нужно иметь предшественников,
Шагай по утесам с пустыми руками...



• Чтобы выразить себя свободно, вы должны умереть для всего вчерашнего. Из «старого» опыта вы можете взять лишь безопасность, из «нового» вы выигрываете непрерывность течения времени.
• Чтобы осознать свободу, ум должен научиться смотреть на жизнь как на широкое движение вне зависимости от времени, так как свобода лежит за порогом осознаваемого. Наблюдайте, но не останавливайтесь и не изрекайте «Я свободен» — вы живете в памяти чего-то, что уже исчезло. Понимать и жить сейчас — значит забыть все о прошлом. «Вчера» должно умереть.
• Можно действовать полностью свободно лишь в том случае, если человек находится вне системы. Человек, который действительно жаждет открыть истину, не имеет стиля.
Он живет только в том, что есть.
• Если вы хотите понять истину в боевых искусствах, видеть ясно любого противника, вы должны отбросить установки стилей или школ, предрассудки, симпатии и антипатии и так далее. В этом состоянии вы будете видеть все четко, свежо и целиком.
• Соберите ум в острый фокус и заставьте его напрячься так, чтобы он мог сразу открыть истину, которая существует везде. Ум должен быть освобожден от старых привычек, предрассудков, ограничивающих мыслительных процессов и даже от обычного мышления.
• Совершенный путь труден только для тех, кто выбирает. Не делайте предпочтений, тогда все станет ясно. Делайте минимальные различия — небо и земля разделятся. Если вы хотите, чтобы перед вами была истина, никогда не будьте ни «за», ни «против». Борьба между «за» и «против» есть самая худшая болезнь ума.
• Не убегайте: пусть приходит. Не ищите: придет само, ког-да вы меньше всего ожидаете.
• Искусство есть путь к абсолюту и к сущности человеческой жизни. Задача искусства — не односторонняя поддержка духа, души или чувств, а полное и всеобъемлющее
раскрытие всех человеческих способностей — мыслей, чувств, воли — всего жизненного ритма мира природы. Итак, пусть неслышный голос будет услышан, и душа сама сольется с ним в гармоничном созвучии.
• Творческая деятельность не лежит в самом искусстве как таковом. Она проникает в глубинный мир, в котором все формы искусства текут вместе и в котором гармония души и космоса в «ничто» имеет свой выход в реальность.
• Поэтому именно творческий процесс есть реальность, а реальность есть истина.
• Джит Кюн До предпочитает бесформенность, чтобы можно было принять любые формы, и так как Джит Кюн До не имеет стиля, то оно подходит к любому стилю. В результате Джит Кюн До использует все пути и не привязывается ни к одному. Оно использует любые приемы или средства, которые служат его конечной цели.
• К истине нет какого-то пути. Она живая и, следовательно, изменяется. Она не имеет постоянного места, формы, каких-то установок, не имеет философии. Когда вы увидите это, вы поймете, что истина такая же живая, как вы сами. Вы не можете выразить себя быть живым через статику, собрать воедино формы через стилизованные движения.
• Классические формы снижают вашу способность к творчеству, заключают в рамки, подтачивают ваше чувство свободы. Вы уже больше не «есть», а просто «делаете» без прочувствования.
• Экспрессию нельзя развить через форму, хотя форма есть часть экспрессии. Большее — экспрессия — не находится в меньшем, но меньшее всегда находится внутри большего. «Не иметь формы» не означает быть без формы. Наоборот, «неимение формы» происходит от обладания ею. «Отсутствие формы» — это высшая индивидуальная реализация экспрессии.
• Когда все теории выброшены на ветер, ум совершенно не знает, что он делает, где находится. Когда «Я» исчезает в никуда, искусство Джит Кюн До достигает совершенства.
• Чем более знающим вы становитесь, тем больше с каждым днем освобождаетесь от того, чему уже научились. Ваш ум становится свежим и незамутненным предыдущей обусловленностью.
• Нирвана — это сознательная бессознательность. В этом ее секрет. Действие здесь настолько прямое и немедленное, что интеллектуализация не находит места, чтобы заявить о себе, ломая действие на куски.
• Несомненно, что дух управляет нашим существованием. Этот невидимый Владыка контролирует каждое наше движение, какие бы внешние ситуации ни возникали. Дух чрезвычайно мобилен, никогда не стоит на одном месте. Сохраняйте это состояние духовной свободы и непривязанности, как только примете боевую стойку. Будьте «хозяином дома».
• Внутреннее «Я» жестко противостоит влияниям извне, и именно эта жесткость препятствует принятию того, что перед нами предстает. Искусство—это способность жить лишь там, где есть абсолютная свобода, а там, где ее нет, нет места творчеству.
• Все цели, отделенные от средств, есть иллюзия. Становление — это отрицание бытия.
• На примере, повторяемом веками, известно, что истина, оформленная в закон или веру, ставит препятствия на пути к знанию. Метод, который в самой своей сути невежественен, заключает истину в какой-то невидимый круг. Мы должны разорвать этот круг не поиском новых знаний, а открытием причины невежества.
• Действие — это наше отношение к чему-либо. Действие не содержит понятия правильного или неправильного. Эти понятия существуют только тогда, когда действие фрагментарно.
• Не позволяйте вашему вниманию задерживаться на чем-либо! Выходите за пределы дуалистического понимания действительности.
• Так как наше самосознание, или наше «Я», довлеет над сферой нашего внимания, оно мешает нам проявить любой опыт, который мы уже имеем или собираемся приобрести. Нужно удалить это назойливое само- или эго-сознание и включиться в работу, которая должна быть сделана так, как будто ничего особенного в данный момент не происходит.
• Сконцентрированный ум — это не внимательный ум, а ум в состоянии знания. Знание никогда не бывает исключающим. Оно включает все.
• Введенный в заблуждение ум — это ум, над которым давлеет интеллект. Таким образом, он не может двигаться свободно и без остановок и начинает отражать сам себя. Это мешает его естественному течению, препятствует отражению реальности.
• Колесо крутится, если оно не слишком плотно сидит на оси. Когда ум привязан к чему-то, он заторможен в своем движении и ничего не может закончить самопроизвольно. Его работа будет плохой и может не закончиться вообще.
• Когда ум связан с каким-то центром, он, естественно, не свободен. Он может двигаться только в пределах этого центра. Если вы в изоляции, вы мертвы. Вы парализованы в крепости своих собственных идей.
• Когда нет центра и нет окружности, тогда существует истина. Когда вы свободно выражаете себя, тогда у вас «всеобщий» стиль.
• Пути к истине не существует. Истина должна быть открыта, но формулы для ее обнаружения нет и не может быть; то что сформулировано — не истинно. Вам надо отплыть в море, которого нет на карте, и это неведомое море — вы сами. Вы должны отправиться в путь, чтобы открыть себя, но у вас не может быть никакого плана или модели, потому что это уже не будет открытием. Открытие приносит радость, не радость воспоминания или сравнения, но радость всегда новую..."
(из книги Lee Bruce - Tao of Jeet Kune Do (Брюс Ли - Путь джит кюн до))

Комментариев нет:

Отправить комментарий